Сетевой маркетинг: что стоит за обещаниями “золотых гор”

Сетевой маркетинг в интернет-сообществах называют не иначе, как чума 21-го века, а списки так называемых «черных работодателей» имеет каждый уважающий себя городской форум. На волне политической и экономической неразберихи в Одессе участились случаи мошенничества со стороны сетевиков. За участие в многоуровневом маркетинге бизнесмены обещают солидные заработки, а на работу готовы брать кого угодно.

«Сегодня» побывала в самых известных сетевых офисах Одессы и узнала, что стоит за обещаниями «золотых гор».

ГРУППАМИ ПО 30. Неподалеку от парка Шевченко в новом офисном здании торгуют биодобавками. Мы отослали резюме, и нас пригласили на собеседование. Желающих стать личным ассистентом с зарплатой в 5—8 тысяч гривен оказалось довольно много — чуть больше 30 человек, хотя по телефону нам обещали, что собеседование будет индивидуальным. «Только вы будете. Помощник нужен лично мне», — уверял нас по телефону человек, представившийся руководителем компании по имени Андрей Петренюк. Но соискателей ждало групповое собеседование, на котором каждому предложили заполнить анкету с пунктом «доходы семьи» — видимо, их интересует платежеспособность потенциального сотрудника. В офисе отсутствует какая-либо оргтехника, а сотрудники упорно не желают сообщить название компании и товара, который продают. В это время проектор транслирует на белую стену изображения яхт, коттеджей и «золотых гор», которые ждут распространителя. После двухчасовой лекции о том, как стать миллионером, нас пригласили… на следующую лекцию. Добиться личной встречи с директором, ищущим себе ассистента, нам так и не удалось. Увидев журналистское удостоверение, охранник вытолкал нас за дверь. Как оказалось, таких директоров в компании больше пятидесяти человек: «Нас пригласила женщина-директор. Тут все директоры», — говорит соискательница Татьяна. Тем не менее нам удалось дойти «до конца» и узнать, как пытаются «зарабатывать» дистрибьюторы.

ССОРЯТ С РОДНЫМИ. Наиболее распространенные формы сетевого маркетинга можно условно разделить на три вида: «пирамида», «партизанщина» и «агрессия». В первом случае дистрибьютору не нужно продавать товар. Людей вербуют, обещая высокий заработок на процентах по принципу «приведи друга — получи 100 гривен». Правда, предварительно прощупывают на платежеспособность и предлагают пройти платный бизнес-курс «Как заработать миллион», купить учебники и диски. На таких «учебных» вкладах по 90—450 гривен строится «пирамида». Сетевики-«партизаны» долго не открывают своих намерений безработному, меняют офисы и названия фирм. Разоблачить их очень сложно, ничего незаконного они не делают. «Сегодня» заметила, что «партизаны» прибегают ко всевозможным хитростям: указывают в объявлениях один адрес, а на собеседование зовут по другому. «Наткнулся на вакансию курьера якобы для доставки товара промышленной группы из интернет-магазина по точкам. Обещали платить 4000 гривен за шесть рабочих дней. Взяли меня сразу, вручили пакет с разноцветными картофелечистками и обещали ввести в курс дела. На деле оказалось, что нужно разносить и впаривать эти никому не нужные товары сомнительного качества», — пишет на форуме одессит Евгений. По мнению юриста, правонарушения в этом нет. «Теоретически ничего незаконного в этом нет. Сетевой маркетинг — это легальный бизнес в Украине, а мошенничество возможно в любой сфере деятельности. Многие не хотят заниматься продажами, а при поиске работы уточняют: интим и сетевой маркетинг не предлагать», — поясняет юрист Андрей Кисловский. Самая жесткая форма сетевого маркетинга — «агрессия», где действуют по принципу «на войне все средства хороши». Зачастую сетевики направляют свою агрессию на пенсионеров и студентов, ссорят с родными, внушая им мысль, что те им завидуют и боятся успеха. Старикам навязывают свою точку зрения и выманивают средства на сомнительные товары.

КОНКУРЕНЦИЯ. Наряду с косметическими компаниями продолжают расширять бизнес торговцы биодобавками, которые считают, что составляют серьезную конкуренцию фармацевтическим компаниям. «Против БАДов — аптеки и магазины, поэтому народ думает, что это плохо. Если нация будет здоровой, фармацевтический бизнес рухнет», — рассказал «Сегодня» сетевик Александр Швец. По его словам, косметические компании задействуют массовую рекламу в СМИ, подкупая доверие потр