Розничный рынок

Функционирование розничного рынка электроэнергии обеспечивается на основе договорной системы. Схема построения договорной системы розничного рынка приведена на рис. 3.2. Процесс функционирования розничного рынка электроэнергии обеспечивают следующие инфраструктурные организации:

В апреле 2005 г. зарегистрированы 13 новых компаний, выделенных из состава энергокомпании. На ее базе были созданы генерирующие, сетевые компании (передача электро и теплоэнергии), ОАО «Мосэнергосбыт», сервисные компании и др. После выделения в состав энергокомпании будут входить 17 теплоэлектростанций. Таким образом, компания будет продолжать заниматься выработкой и оптовой продажей электроэнергии, а также выработкой и продажей теплоэнергии.

ОАО «Управляющая энергетическая компания» на основании договоров на оказание управленческих услуг с компаниями будет выполнять обязанности генерального директора ОАО «Мосэнерго» и каждой из этих новых компаний в течение определенного периода времени после реформирования. ОАО «Магистральная сетевая компания» будут принадлежать магистральные линии электропередач, расположенные в основном по всей территории Московской области. ОАО «Московская городская электросетевая компания» будут принадлежать большая часть электросетевых активов на территории г. Москвы. ОАО «Московская областная электросетевая компания» будут принадлежать электросетевые активы в Московской области и некоторые электросетевые активы на территории г. Москвы. ОАО «Московская теплосетевая компания» будут принадлежать все тепломагистральные и теплораспределительные активы на территории г. Москвы и ряда пригородов.

В ОАО «Мосэнергосбыт» включаются все занимающиеся поставкой электроэнергии структуры, обеспечивающие покупку и продажу электричества конечным потребителям Москвы и Московской области.

В настоящее время в литературе не освещается разработка и реализация маркетинговых программ на российском энергетическом рынке. Практически отсутствуют методические материалы в этой области, приводится лишь фрагментарная информация. Характерными примерами использования маркетинговых разработок в электроэнергетике являются работы А. А. Тукенова «Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции», Т. А. Филипповой, С. С. Чернова «Основы стратегического маркетинга энергетических компаний и предприятий», Л. Д. Гительмана, Б. Е. Ратникова «Эффективная энергокомпания».