Весовые коэффициенты

Для целей согласования результатов оценки, полученных при использовании различных подходов, исходя из степени доверия к применимости того или иного подхода к объекту оценки, определяются весовые коэффициенты (коэффициенты, устанавливающие долю стоимости, определенные одним из подходов, в итоговой стоимости объекта). При расчете сравнительных весовых коэффициентов для каждой из расчетных величин стоимости, полученных в процессе оценки, лицо, проводящее оценку, опирается на собственные суждения. При этом обязательно должны быть приведены обоснование и оправдание использованных методов, а также весов, приписанных различным методам, из которых исходили при определении согласованной величины стоимости.

Опираясь на работу американского экономиста Г. Смита, посвященную оценке стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов, российский оценщик Ю. Леонтьев предложил свою иерархию практической значимости различных подходов к оценке нематериальных активов.

Именно доходный подход используется в подавляющем большинстве случаев оценки маркетинговых активов в России. При этом следует отметить, что масштаб таких работ в России невелик. Основная причина низкой заинтересованности отечественных компаний в такой услуге заключается в следующем.

Существуют три основные цели оценки маркетинговых активов: первая — совершение сделки куплипродажи, залога и т. д.; вторая — если у компании есть причины для внесения стоимости активов в финансовую и бухгалтерскую отчетность; третья — оптимизация управления активом, в том числе инвестиций в него. До недавнего времени большинство российских компаний не ставили перед собой вышеперечисленных целей, да и сегодня почти вся оценочная практика сводится к оценке брендов.