Эволюция однопролетных ферм

Фермы с параллельными поясами и ажурной бессточной решеткой треугольного и Х-образного типов в XIX в. применялись сравнительно редко. Из сооружений этого рода следует отметить железнодорожный мост через р. Инн у Кёнигсварта: в его четком и строгом абрисе проявились те новые черты, которые стали характерными для дальнейшей эволюции стальных ферм в XX в.

Вторую группу составляли фермы с полигональными и криволинейными очертаниями поясов (Южный мост в Майнце, мосты в Дюссельдорфе, Роппенхейме и др.). Развитие подобных ферм стимулировалось стремлением инженеров приблизить очертания конструкции к распределению усилий в них. Действительно, они были экономичнее по расходу металла, но зато более сложны в изготовлении, чем фермы с параллельными поясами. При небольших пролетах (до 50-70 м) криволинейность поясов не давала ощутимого экономического эффекта, и поэтому позднее, с конца XIX в., в мостах этого типа отказались от сложных очертаний ферм. Зато при более значительных пролетах, особенно превышающих 100-120 м, экономические преимущества таких ферм были настолько очевидны, что они стали господствующими в мостах через широкие равнинные реки.
Необходимость перекрывать все более длинные пролеты привела к разработке новых типов стальных пролетных строений: консольных и неразрезных балочных ферм. Их технические и экономические преимущества перед разрезными однопролетными фермами особенно сильно сказываются при пролетах свыше 130 м, поэтому консольные и неразрезные фермы стали активно использоваться в крупных мостах. По величине перекрываемого пролета эти фермы успешно конкурировали даже с висячими конструкциями; в то же время они обладали гораздо большей жесткостью, что давало им важные преимущества в железнодорожном строительстве.