Буйные коллеги: как не раздражаться из-за тех, кто мешает работать

В каждом рабочем коллективе обязательно водится сотрудник, ко­торый напрягает воздух, расстраивает трудовую атмосферу, раздражает своим поведением рядом сидящих — одним словом, косвенно мешает другим работать.

«Сегодня» выделила семерку наиболее часто встречающихся типажей и узнала у специалистов, как научиться с ними мирно работать бок о бок или попытаться хотя бы нейтрализовать их пагубное влияние на сотрудников. Нашими экспертами стали психологи Ольга Сташук и Татьяна Михеенко.

ПРОНЯ ПРОКОПОВНА

Когда бог раздавал чувство такта и вкуса, некоторые явно стояли в очереди за тряпками. Далеко не всем им перепала даже капля эффектной внешности, но сами себя они почему-то воображают дочерьми Афродиты и Делона. Отсюда и стиль поведения. Подобные красотки личную жизнь от работы не отделяют. Униформа — мини и декольте, наряды — прозрачные, блестящие и в тигрово-леопардовых раскрасах, парфюм — агрессивный, с длинным шлейфом. Рабочий день — один сплошной флирт. Если звезда офиса не хохочет оглушающе в курилке, то бурно обсуждает вчерашнее свидание по телефону так, что слышат вахтеры, красит ногти, вертится у зеркала. Даже если справляется с обязанностями, коллегам все равно нелегко: блеска красотки слишком много.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ. Такие женщины сознательно выстраивают отношения через нарочитую демонстрацию своей сексуальности, так как им очень важно иметь наполненную личную жизнь. К сожалению, трудовое поле ничего подобного не подразумевает, а потребность остается, говорит Ольга Сташук. «Доля дружеского внимания успокоит ее, но все время идти у нее на поводу означает позволить ей расцветать в своих наклонностях», — рассуждает психолог. Отличное оружие — дресс-код, напоминает Татьяна Михеенко, и тогда вызывающие наряды перестанут раздражать сослуживцев. «Их цель — привлечь всеобщее внимание, но если не давать подпитку, не слушать россказни о кавалерах и т.п., то роль этих звезд заметно приуменьшится. Причем делать это следует организованно, всем офисом», — говорит психолог.

ШУРОЧКА

Она приходит на работу в основном не выполнять свои прямые обязанности, а дружить, узнавать новости и делиться ими, участвовать в судьбе каждого сотрудника, бесцеремонно влезать в чужие разговоры и комментировать то, что ее не касается. А еще регулярно забегать то в бухгалтерию, то в подсобку с чашкой и подолгу торчать там, решая, так сказать, важные производственные вопросы. Вы закрутили служебный роман и держали его в полном секрете? Да на следующее же утро после вашего разрыва она прибежит вас утешать или мирить — ей тайны нипочем. Напомните об уволившейся семь лет назад Хвостиковой, и она скажет: «А, это такая беленькая, у которой гражданскому мужу аппендицит удаляли?» Уже с января она напрягает администрацию своими идеями и активной организацией будущего 8-мартовского корпоратива, держит в уме все юбилеи и выходы на пенсию в масштабах фирмы, и ни один член семей сотрудников от дворника до шефа не родился и не умер без ее участия в сборе пожертвований.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ. Часто мы охотно поддерживаем пересуды о коллегах, но не любим, когда говорят о нас самих, напоминает Татьяна Михеенко. Не хотите, чтобы «Шурочка» пускала сплетни — не поддерживайте подобных бесед с ней, не давайте ей пищу для бурной деятельности. «Общайтесь только по работе и человек сам отпадет — ему станет неинтересно», — объясняет эксперт.

Скорее всего, у общественника дефицит событий в личной жизни и он добирает впечатлений в отношениях с другими. «Налицо неудовлетворенность жизнью: хочется чувствовать себя важным, значимым, а на профессиональном поприще, похоже, это не удается, — говорит Ольга Сташук. — Есть смысл поручать такому сотруднику задания, важные для всего коллектива, и так реализовать его потенциал. Активист получит возможность сорвать свои лавры, а его энергия будет перенаправлена в мирное русло и никого не заденет».

ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА-НА ГОРОШИНЕ

Как правило, размещается в укромном месте за фикусом, подальше от директорских глаз и поближе к чайнику — ведь она ценит комфорт и лишаться его «из-за вашей работы» не намерена. Обиженно-возмущенное выражение лица, уверенность, что ей все должны и ослиное упрямство приносят плоды — даже начальник пасует при первых звуках недовольного брюзжания. Такое «пфе» никогда не ходит на лету
чки — она «не нанималась тратить 15 минут своего перерыва на ваши заседания», никогда не заклеивает конверты с документами на отправку — для этого есть секретарша, зато десятка два сотрудников регулярно доделывают ее проекты: видите ли, ей не доплачивают за ненормированный труд по вечерам, набирать таблички — не ее обязанность, и если она не уйдет сегодня на полчаса раньше положенного, то опоздает на курсы вождения, и вообще у нее разыгралась мигрень. И плевать, что отчет надо сдать сегодня. Нужно очень постараться, чтобы при отсутствии объективных заслуг и выдающихся достоинств вот так подчинить себе окружающих, получающих соразмерную зарплату, но царевнам это удается без труда.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ. Это однозначно эгоистичный человек. Он часто заезжает на чужую территорию и не знает границ поведения, считает Ольга Сташук. Если хотите найти к нему подход и наладить отношения, то хороший ключик — делать иногда уместные комплименты его способностям и достоинствам. В то же время настаивайте, чтобы он выполнял свои обязанности сам. «Не давайте слабину — возьмете на себя одно, он с удовольствием навесит и второе, и третье, — говорит эксперт. — А курсы просите посещать в нерабочее время — раз сам четко знает свои права, не мешает напомнить и о правах работодателя». Если человек вечно недоволен, то он подсознательно ищет сочувствия и ждет, чтобы его пожалели — бедненький, так тяжко трудишься и никто не ценит. «На самом деле жалеть такого обиженного сотрудника нельзя — чем больше идете на поводу, тем чаще у него будет болеть голова, — уверена Татьяна Михеенко. — Иной раз нелишне напомнить, что все вольны в выборе рабочего места, и если оно не устраивает — никто тебя не задерживает».

ТОВАРИЩ ОГУРЦОВ

Каким бы развязным ни был офис, в нем обязательно найдется «завхоз», который будет настырно внедрять неписаные законы «правильной» жизни. Он бродит с деловым видом и регулярно собирает макулатуру, показывает новичкам, где ставят зонты, и даже «старичкам» постоянно указывает, что папки нужно ставить в этот шкаф, а принтер испокон веков стоял именно слева от кактуса. Ровно в девять он чинно появляется с портфелем на пороге и укоряюще цокает языком на опоздавших. На собраниях тянет руку и кратенько — минут на 40, не больше — монотонно говорит о том, как плохо организован документооборот в полузаброшенном архиве. Бесполезные объявления в туалетах и на дверях типа «Если вы вылили всю воду из чайника, пожалуйста, наполните его» и «Сегодня с 12:00 до 12:45 будет производиться уборка моего стола, спасибо за понимание и прошу прощения за временные неудобства» — тоже его работа. Сотрудники, которым не хуже его известно, как поступать с папками и чайниками, читают, слушают и терпят непрошеного учителя из последних сил.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ. По словам Михеенко, «советчика» не переделаешь раз и навсегда. Единственный выход на время избавиться от его наставлений — периодически указывать ему на то, что вы инструкций и рекомендаций от него не просили, а если они понадобятся, то обязательно обратитесь к нему. Что поделаешь — такой «правильный» кадр чувствует себя в полной безопасности, и ему комфортно только тогда, когда все в его жизни структурировано, разложено по полочкам и никто не вносит хаос даже по мелочам, поясняет Ольга Сташук. Отнеситесь к этому с пониманием и смотрите на такого коллегу как на приносящего пользу — ведь человек по-своему старается навести порядок и улучшить рабочий процесс. «Просто избегайте моментов, в которых ему проблематично освоиться, чтобы не нарваться на критиканство и поучительства, — советует Сташук. — К примеру, не пытайтесь вовлечь его в корпоративное мероприятие или командные конкурсы, игры — это вряд ли удастся, человек только будет раздражаться и брюзжать».

ЗОЛУШКИНА МАЧЕХА

Вот работаешь с человеком, ездишь в командировки, пьешь кофе… Вроде обыкновенная женщина, улыбается даже. Но стоит слегка повздорить, как маска доброжелательности слетает и на свет является такое, что хочется забиться под стол. Бухгалтерия просчиталась в отпускных Марьиванны на один день, или не хватило ей новогоднего пайка, или инженер раскритиковал за ошибки в смете — скандала не миновать. Со слезами, истерикой, проклятиями, вспоминанием проблем десятилетней давности и переходом на личности не только обидчика, но и членов его ни в чем не повинной семьи. За пять минут она выльет на оппонента столько грязи, что осадка и испорченного настроения хватит на весь коллектив,