Невербальные аспекты взаимодействия

Доктор Налини Амбади из Гарварда, изучавшая невербальные аспекты взаимодействия университетских преподавателей с их аудиторией, сделала потрясающее открытие. В ходе исследования проводились видеозаписи многочасовых курсов лекций. Далее на их основе были смонтированы двухсекундные видеоклипы, посвященные каждому из профессоров. Ролики демонстрировались с выключенным звуком двум группам участников эксперимента: в одну входили незнакомые с данным лектором студенты, а в другую — те, кто проходил обучение у него или у нее в течение целого семестра. После просмотра все должны были заполнить анкету, всесторонне характеризующую преподавателя. Удивительно, что представители обеих групп практически сошлись в своих оценках. Это еще раз доказывает, каким точным может быть первое невербальное впечатление, производимое человеком.

Ниже мы приводим список некоторых качеств, о которых мы можем судить по невербальным сигналам (этот список отличается от того, который использовала доктор Амбади). Конечно, подобных свойств намного больше, но и этот набор дает представление о том, сколь важные выводы можно сделать еще до того, как наш визави произнесет хоть слово. Может быть, вы читаете эту книгу где-то в общественном месте, например в ресторане или в аэропорту? Тогда приглядитесь к окружающим и оцените некоторых из них по указанным критериям. Обведите в кружок ту цифру, которая, по-вашему, наиболее точно соответствует вашей оценке характера того или иного персонажа. Скажем, если человек кажется очень общительным, отметьте «5» на шкале «молчаливый — разговорчивый» и цифру «2», если он представляется довольно несловоохотливым.
Выставляя эти баллы, вы оцениваете внешние посылы, которые транслирует человек. Конечно, вы вполне можете ошибаться! В том-то и беда, что многие из нас всем своим видом (манерами, одеждой, поступками) сообщают о себе неверные сведения. Мы еще не открыли рот, а о нас уже плохо подумали! Да, все мы склонны спешить с выводами: судим о книге по обложке, о ресторане — по фотографиям в меню, о городе или даже всей стране — по одному-единственному ее представителю, случайно встреченному в аэропорту. Итак, будем учиться управлять этими посылами, формируя правильное представление о себе.

Обращайте внимание на то, как складываются стереотипы в сознании, и следите, чтобы они не помешали делу.
Повторю еще раз, что мы не можем воздержаться от многих поверхностных выводов и удержать других в их суждениях — это заложенное от природы человеческое свойство, связанное с инстинктом самосохранения. И все же нужно постараться видеть чуть дальше своего носа и избегать ошибок, сопутствующих поспешно принятым решениям. Когда вас что-то не удовлетворяет в собеседнике, остановитесь и задумайтесь: «А чего, собственно, я хочу?» Приведу пример такой ситуации.
Эдди, менеджер типографии, еще не встречался лично с креативным директором фирмы, выступавшей заказчиком одного из его новых проектов, однако они в течение месяцев общались по телефону и по электронной почте. И когда они наконец решили пообедать вместе, вот что произошло в первые двадцать секунд.
Эдди чуть ли не вытаращил глаза, когда увидел Пьера. Такого он не ожидал! Для начала его поразил рост партнера: это бы здоровенный мужчина ростом за метр девяносто и с большой копной волос. Наш герой привык вести дела динамично: клиенты оперативно принимают решения, быстро получают тираж и молниеносно оплачивают счета. Так уж сложилось, что среди заказчиков Эдди преобладали невысокие люди. Поэтому у него сложилось представление: небольшого роста — значит быстрый. «А что я буду делать с этим меланхоличным гигантом? — чуть не вырвалось у него. — Ведь любые проволочки убийственны для нашего бизнеса!»
Еще до того как Пьер пожал ему руку, Эдди сделал целую кучу выводов о характере новоявленного клиента, основываясь только на его внешности. И вряд ли эти выводы облегчили бы налаживание отношений между двумя участниками встречи. Не успели они усесться за столик в ресторане, как
Эдди уже решил, что они с Пьером вряд ли сработаются. Проект можно было «похоронить».
«Правда, — продолжал размышлять Эдди, — он бы не занимал такую ответственную должность, если бы был не в состоянии справляться со своими обязанностями». Но эта мысль мало его утешила.
Как же ему преодолеть влияние первого впечатления, которое столь радикально отличалось от того, что он ожидал увидеть? Как открыть свои сомнения Пьеру? Стоп! Проблема Эдди не в том, чтобы наладить контакт с партнером. Он должен для начала разобраться в самом себе и перестать уделять слишком много внимания внешности Пьера, не задумываясь о его истинных талантах. Эдди забыл о своей цели: найти заказчика, который не будет придираться к печатникам, не будет тормозить процесс. На данный момент агент типографии понятия не имеет, способен ли Пьер соответствовать этим требованиям, но он уже находится во власти предположений и сомнений.
Такого же рода искаженные установки могут формироваться в отношении коллег, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в офисе, но как следует с ними незнакомы. Впечатление, сложившееся у вас при первой встрече с человеком месяц, год или несколько лет назад, и по сей день продолжает накладывать отпечаток на ваше восприятие. Давняя ошибка может мешать распознанию ценного потенциала в людях. Помните: когда вам кто-то нравится, вы видите все лучшее в нем, а когда не нравится, вы замечаете лишь дурное. В сознании устанавливается своего рода фильтр, через который пропускается вся информация о личности. Попробуйте убрать его и посмотреть на человека другими глазами. Возможно, новые открытия приятно удивят вас.